Вы здесь

Обзор типичных ошибок, допускаемых заявителями при государственной регистрации некоммерческих организаций, образцы протоколов и типовых уставов некоммерческих организаций

 

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых  некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации 

 

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области проанализированы и обобщены типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в документах, представляемых для государственной регистрации. В результате анализа установлено, что некоммерческими организациями при предоставлении документов для государственной регистрации допускаются следующие типичные нарушения законодательства Российской Федерации.

Типичные нарушения:

- противоречие устава, протокола учредительного собрания, иных представленных документов законодательству Российской Федерации; 

- необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке; 

- представленные для государственной регистрации документы, содержат недостоверные сведения.

 

  1. Наименования некоммерческих организаций не соответствуют п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях». В нарушение указанных норм действующего законодательства в наименовании отсутствует указание на характер деятельности некоммерческой организации, либо характер деятельности организации не соответствует целям ее создания, либо в наименовании используется аббревиатура без расшифровки, либо в наименовании общественного объединения отсутствует указание на территориальную сферу деятельности.

  2. В нарушение п. 4 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» уставы не содержат указание на предмет и (или) виды деятельности некоммерческой организации.

     

  3. В нарушение п. 1 ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» зачастую в уставах не закреплен срок полномочий руководящих и исполнительных органов, не разграничена компетенция данных органов; уставы содержат указание на органы управления, порядок образования и компетенция которых в уставе отсутствует.

  4. В нарушение п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах отсутствует порядок принятия решений высшим органом управления по вопросам исключительной компетенции, перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа управления не соответствует перечню, закрепленному в п. 3 ст. 29 указанного закона.

  5. В нарушение п. 2 ст. 26 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в уставах организаций отсутствует порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов).

  6. Уставы некоммерческих организаций – корпоративных юридических лиц в части указания прав и обязанностей участников не соответствуют пунктам 1, 4 статьи 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  7.  В нарушение п. 25 ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» уставы некоммерческих организаций, которые не являются политическими партиями, а также региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии, общественными организациями или общественными движениями предусматривают право участвовать в выборах и референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  8. В уставах фондов допускается возможность их реорганизации, что прямо запрещено положениями п.3 ст.123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации.

  9. Отсутствие в уставах некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, описания используемой организациями символики, что противоречит положениям п.5 ст.3 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ч.2 ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях.

  10.   Протоколы учредительных собраний некоммерческих организаций не соответствуют требованиям п. 4 ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации: в протоколах отсутствует указание места и времени проведения собрания, ответственных за подсчет голосов лиц, результатов голосования, список присутствующих участников собрания.

    В соответствии с п. 3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в решении об учреждении юридического лица указываются, в том числе, сведения о сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица. Однако, в нарушение п. 3 ст. 50.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в протоколах учредительных собраний отсутствуют сведения об образовании имущества, отсутствуют сведения об избрании органов, предусмотренных уставом.  

Параграфами 6, 7 Гражданского кодекса определены общие требования и особенности создания и деятельности конкретных организационно-правовых форм некоммерческих корпоративных организаций (общественные организации, ассоциации и союзы, казачьи общества, общины коренных малочисленных народов) и некоммерческих унитарных организаций (автономные некоммерческие организации, фонды, учреждения, религиозные организации).

Однако зачастую некоммерческими организациями требования, установленные для конкретных организационно-правовых форм, не соблюдаются, особенности их правового положения в уставах не учитываются.

 

 Одновременно полагаем отметить нижеследующие ошибки:

   1. Наименование некоммерческой организации в заявлении о государственной регистрации указывается не полностью (например, не указывается организационно-правовая форма либо допускаются сокращения в полном наименовании организации), указывается наименование, не соответствующее уставу и другим, представленным для государственной регистрации документам.

2. Наименование руководящих и иных органов в различных документах не соответствует уставу некоммерческой организации (например, Общее собрание членов или Собрание, Председатель или Председатель Правления).

Для осуществления любого вида государственной регистрации некоммерческими организациями используются формы документов, утвержденные приказом ФНС от 25.01.2012    № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств». Этим же приказом утверждены требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган.

Заявителям, представляющим для государственной регистрации документы некоммерческих организаций при заполнении форм заявлений необходимо указывать в них достоверные сведения, заполнять необходимые графы и соблюдать все требования по их оформлению, установленные указанным приказом, учитывая, что в соответствии с указанными  требованиями, двусторонняя печать заявления и иных представляемых документов, не допускается, заявление заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную, печать знаков при использовании для заполнения формы заявления программного обеспечения должна выполнятся заглавными буквами шрифтом Courier New высотой 18 пунктов, заполнение вручную осуществляется чернилами черного цвета, при этом заполняются приложения, соответствующие вносимым изменениям (чистые листы не прикладываются), уставной капитал (фонд) некоммерческими организациями не формируется.

3. Наличие несоответствий в представляемых документах:

- количество учредителей, указанных в заявлении о государственной регистрации создания юридического лица, часто не соответствуют количеству лиц, присутствующих на учредительном собрании и проголосовавших за создание некоммерческой организации;

- разночтения в названии некоммерческой организации, указанном в уставе, в заявлении, протоколе.

4. Представление документов в непрошитом и непронумерованном виде.

Каждый документ, содержащий более одного листа, представляется в прошитом, пронумерованном виде. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Если какие-либо листы приложений к заявлению не заполняются, то они не представляются.

5. Непредставление необходимых документов или представление документов в единственном экземпляре.

Согласно положениям пункта 5 статьи 13.1 ФЗ «О некоммерческих организациях», п. 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 №455, все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются для государственной регистрации в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы (уставы) представляются в трех экземплярах.

6. Несоблюдение порядка формирования (назначения) органов общественных и религиозных организациях, входящих в структуру общероссийских общественных организаций и централизованных религиозных организаций.

В соответствии с положениями п.4 ст.20 ФЗ «Об общественных объединениях», п.8.1 ст.8, п.2 ст.10 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» уставом общественных объединений и религиозных организаций регулируется порядок образования органов управления организацией.

Принимая во внимание вышеуказанное, в уставах отделений общероссийских объединений, а также в уставах местных религиозных организаций может быть предусмотрена обязательная процедура согласования, либо назначения (формирования) руководящих органов вышестоящей организацией, в структуру которой они входят.

7. Заверение заявления о государственной регистрации некоммерческой организации подписью ненадлежащего лица. 

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 9 Федерального закона  от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться следующие физические лица: 

- руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого лица; 

- иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица в соответствии с положениями устава; 

- учредитель юридического лица при его создании; 

- руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица; 

- конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица; 

- иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления. 

В соответствии с ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца.

Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации, в установленный указанным решением срок является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.

Документы для государственной регистрации некоммерческих организаций могут быть представлены в Управление непосредственно заявителем (лица, имеющие право выступать в качестве заявителей, перечислены выше) либо его представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, с приложением такой доверенности или ее копии, верность которой засвидетельствована нотариально, к представляемым документам.

 

  

 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ УСТАВОВ, ПРОТОКОЛОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

 При оформлении устава некоммерческой организации следует учитывать, что в соответствии с пунктом 41 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455, листы всех экземпляров устава некоммерческой организации, представляемых на государственную регистрацию, должны быть пронумерованы. Два из трех представляемых на государственную регистрацию экземпляров устава должны быть прошиты и заверены подписью заявителя (на обороте последнего листа на месте прошивки).

Наличие титульного листа устава некоммерческой организации не является обязательным.

При оформлении титульного листа рекомендуется указывать: слово «устав», полное наименование некоммерческой организации (в родительном падеже), сведения об утверждении устава, год утверждения устава. На титульном листе устава могут содержаться иные сведения, а также проставляться отметки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, например, об утверждении и согласовании устава казачьего общества.

22 января 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).