Вы здесь

Результаты проверок некоммерческих организаций

 

Анализ типичных ошибок, допускаемых некоммерческими организациями при заполнении и представлении в Управление и размещении на информационных ресурсах Минюста России в сети «Интернет» ежегодной отчетности

 

Во исполнение своих обязанностей, установленных Федеральными законами           от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (пункты 3, 3.1 статьи 32),           от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (абзацы 4 и 8 части 1 статьи 29), от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», некоммерческими организациями, зарегистрированными на территории Тамбовской области, ежегодно представляется  предусмотренная отчетность в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее – Управление).

 

Формы, по которым предоставляется отчётность, зависят от вида некоммерческой организации, и  утверждены приказом Минюста России от 29.03.10 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций» (далее – приказ Минюста № 72).

 

 

 

Общественные объединения представляют:

 

 

 

- отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (ОН 0003);

 

- информацию о продолжении своей деятельности в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (информация предоставляется до конца года, следующего за отчетным);

 

- профсоюзы представляют информацию о продолжении своей деятельности в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (информация предоставляется до конца года, следующего за отчетным);

 

 

 

Некоммерческие организации представляют:

 

 

 

- в соответствии с п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (отчет ОН 0001, ОН 0002);

 

- в случае если, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие п. 3.1       ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности;

 

 

 

религиозные организации представляют:

 

 

 

- в соответствии с п. 2 ст. 25.1 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" религиозные организации, получившие в течение одного года денежные средства и иное имущество от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны представлять в федеральный орган государственной регистрации или его территориальный орган отчет о своей деятельности, персональном составе руководящих органов, целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, об их фактическом расходовании (использовании)  (отчет ОР 0001),

 

 

 

остальные религиозные организации отчетность не представляют.

 

 

 

Региональные отделения политических партий в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ "О политических партиях" представляют:

 

 

 

- региональное отделение политической партии один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием численности членов политической партии в региональном отделении и места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа, а также информацию о структурных подразделениях политической партии в соответствующем субъекте Российской Федерации, не наделенных правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах. Иное структурное подразделение политической партии с правами юридического лица один раз в три года представляет в территориальный орган информацию о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения своего постоянно действующего руководящего органа;

 

- региональные отделения один раз в три года представляют в федеральный уполномоченный орган или его территориальный орган сведения о количестве выдвинутых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, а также сведения о зарегистрированных избирательными комиссиями списках кандидатов в депутаты. Указанные сведения представляются в виде копии протокола о результатах выборов, заверенной избирательной комиссией соответствующего уровня.

 

 

 

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" благотворительная организация ежегодно представляет отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

 

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

 

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

 

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

 

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

 

- нарушениях требований настоящего федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

 

Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы.

 

 

 

Согласно пункту 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456 (далее – Административный регламент), исполнение Управлением государственной функции включает в себя административную процедуру - анализ отчетов некоммерческих организаций.

 

В соответствии с порядком, определенным Административным регламентом, специалисты отдела по делам некоммерческих организаций Управления (далее – Отдел) при получении отчета проверяют правильность оформления отчета, полномочия лиц, подписавших отчет, анализируют его содержание. В случае выявления недостатков, связных с порядком заполнения и оформления отчета, специалист Отдела направляет письмо о выявленных недостатках в адрес некоммерческой организации, общественного объединения (далее – некоммерческие организации).

 

Во исполнение установленных полномочий, специалистами Отдела постоянно ведется работа  по анализу отчетности, предоставляемой некоммерческими организациями, по обобщению результатов которой можно выделить следующие типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями при исполнении установленных обязанностей:

 

1.      Отчеты предоставляются  по формам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», признанным  утратившим  силу.

 

2.      Отчеты организациями предоставляются не по установленным для них формам. Так, некоммерческие организации предоставляют отчеты по формам, предусмотренным для общественных объединений, в то время как общественные объединения представляют отчетность, по формам, установленным для некоммерческих организаций.

 

3.      Допускаются ошибки при заполнении обязательных реквизитов отчетов (название уполномоченного органа, адрес (место нахождение) органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, ОГРН, ИНН/КПП, дата включения в ЕГРЮЛ).

 

4.      В нарушение требований приказа Минюста России от 29.03.2010 № 72 листы отчета и приложение к нему некоммерческими организациями представляются не прошитые, страницы не пронумерованы.

 

5.      В отчетах отсутствуют сведения о лице, ответственном за ведение бухгалтерского учета, его подпись и дата заполнения, а также не проставляется второй оттиск печати на страницах 02 форм отчетов.

 

6.      Не заполняются пункты  1, 2, 3, 4 формы № ОН0001. Так, отчет о деятельности и сведения о персональном составе руководящих органов не содержит информацию об основной деятельности в отчетный период, о мероприятиях, направленных на достижение уставных целей, о предпринимательской деятельности, сведений об управлении деятельностью некоммерческой организации.

 

7.      В форме № ОН0001 лист А «Сведения о персональном составе руководящих органов некоммерческой организации» зачастую указываются данные лишь о руководителе организации, тогда как отчет, согласно требованиям приказа Минюста России                    № 72,  должен содержать информацию обо всех членах руководящих органов  (высшего руководящего органа, постоянно действующего исполнительного органа).

 

8.      Информация, подлежащая предоставлению в составе отчетных документов, предоставляется не в полном объеме (например, благотворительные некоммерческие организации предоставляют только отчетность, подлежащую предоставлению в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», не  предоставляя, при этом, отчет о своей деятельности, в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», либо предоставляют отчет о своей деятельности согласно Федеральному закону от 11.08.1995  № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» без указания обязательных сведений).

 

Так, при размещении отчетности на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации о деятельности некоммерческих организаций размещаются взаимоисключающие отчетные документы (для некоммерческих организаций – одновременное размещение отчетов по формам № ОН0001, № ОН0002 и сообщения о продолжении деятельности).

 

 

 

Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций

 

 

 

К наиболее серьезным нарушениям, выявленным при проверках некоммерческих организаций, относятся несоблюдение некоммерческими организациями норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в том числе:

 

- осуществление деятельности, в том числе предпринимательской, не соответствующей целям и задачам, указанным в уставе;

 

- не исполнение норм, предусмотренных уставом и иными учредительными документами;

 

- совершение сделок, влекущих за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческих организаций;

 

- непредставление в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц;

 

- отсутствие ведения непрерывного бухгалтерского учета с момента регистрации в качестве юридического лица и др.

 

 

 

1. Нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпунктов «в», «л» пункта 1 статьи 5, пунктов 1, 2   статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Организации не сообщают об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа; смене лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, не представляют документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

 

Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

 

В соответствии с пунктом 2 статья 17 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

 

 

 

2. В нарушение пункта 4 статьи 23 Налогового  кодекса РФ, пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Организации не представляют налоговую отчётность в налоговые органы, не направляют обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчетности в органы государственной статистики.

 

Организации в соответствии с пунктом 4 статьи 23 Налогового  кодекса РФобязаны своевременно уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

 

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Организации обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и представлять по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

 

 

 

3. В нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Организации за проверяемый период не исполняют нормы, предусмотренные пунктами Устава, например:

 

-не осуществлялась уставная деятельность;

 

-не проводились заседания высшего органа, постоянно действующего руководящего органа или не соблюдалась периодичность заседаний;

 

-не избирались лица, действующие без доверенности от имени Организаций после истечения срока их полномочий.

 

Согласно пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

 

 

 

4. В нарушение пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которым структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации, Уставом не определены сроки полномочий руководящих органов, отсутствуют в уставе компетенция руководящих органов, порядок принятия ими решений.

 

Согласно пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

 

 

5. В нарушение статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,  Организации за проверяемый период не представляют в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области ежегодный отчет о своей деятельности  в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый  в налоговые органы.

 

Согласно статьи 19 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» Организации представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:

 

- финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;

 

- персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;

 

- составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);

 

- содержании и результатах деятельности благотворительной организации;

 

- нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

 

 

 

6. В нарушение подпунктов 1, 4 пункта 4 статьи 181.2 Гражданского Кодекса Российской Федерации, в представленных на проверку протоколах заседаний высшего органа, не указывается время их проведения, сведения о лицах, проводивших подсчет голосов.

 

Согласно пункта 4 статья 181.2. ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:

 

1) дата, время и место проведения собрания;

 

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

 

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

 

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

 

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

 

 

 

7. В нарушение пункта 2 статьи 123.6 Гражданского Кодекса Российской Федерации, пунктов Устава членами Организаций не уплачиваются членские взносы.

 

Согласно пункту 2 статьи 123.6. ГК РФ члены общественной организации наряду с обязанностями, предусмотренными для участников корпорации пунктом 4 статьи 65.2 ГК РФ, также несут обязанность уплачивать предусмотренные ее уставом членские и иные имущественные взносы.

 

 

 

8. Нарушение статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Фондами не проводятся ежегодные аудиторские проверки.

 

Согласно статьи 5 обязательный ежегодный аудит проводится, в том числе в случаях: если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

 

9.  В нарушение пункта 2 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, в случаях, когда дарителем движимого имущества является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей, договор дарения должен быть совершен в письменной форме, Организациине оформляют письменного договора дарения.

 

Согласно пункта 2 статьи 574 ГК РФ договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.

 

               

 

10. В нарушение статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», в соответствии с которыми установлены требования к наименованиям общественных объединений – официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности, в наименовании Организаций отсутствует указание на одно из условий.

 

Согласно статьи 54 ГК РФ, части 1 статьи 28 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а также официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

 

 

 

 11. В нарушение статьи 27 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является некоммерческая организация, оно должно сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки, и сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью, Организации в проверяемом периоде например: выплачивают денежные средства лицам, входящим в состав органа управления, за оказание Организации услуг, за использование личного транспорта и др.

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).