Вы здесь

Типичные ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм для государственной регистрации

АНАЛИЗ ОШИБОК, допускаемых заявителями при оформлении документов, представляемых для государственной регистрации некоммерческих организаций. Федеральными законами от 12.01.1996 № 7 –ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», от 08.08.2001 № 129 – ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и иными федеральными законами, определяющими правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации отдельных видов некоммерческих организаций, устанавливаются определенные требования к документам, представляемым заявителями для государственной регистрации. Анализ поступивших в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области (далее - Управление) документов для государственной регистрации некоммерческих организаций выявил ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на две группы: ошибки, допускаемые заявителями при оформлении документов для государственной регистрации, и нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству. Ошибки, допускаемые заявителями при заполнении форм документов. В соответствии с Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 455 (далее - Административный регламент), все документы, кроме учредительных документов некоммерческой организации, представляются на государственную регистрацию в 2-х экземплярах, один из которых должен быть подлинником. Учредительные документы некоммерческой организации (устав, учредительный договор) представляются в трех подлинных экземплярах. В нарушение этого требования, зачастую, документы для государственной регистрации представляются в Управление в одном экземпляре. На практике, в нарушение установленных требований, документы не прошиваются, листы не нумеруются, количество листов не подтверждается подписью заявителя, на обороте последнего листа на месте прошивки. Ошибки, допускаемые учредителями при оформлении протоколов учредительных собраний При подаче документов на государственную регистрацию наибольшее количество замечаний вызывает выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, заседания высшего органа управления (высшего руководящего органа) организации, содержащая решение о создании некоммерческой организации, об утверждении учредительных документов и об избрании (назначении) органов (о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов). При оформлении выписки из протокола необходимо учитывать общие требования к оформлению протокола, содержащиеся в ст. 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также при создании организации необходимо учитывать требования ст. 50.1 ГК РФ. Сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией, представляются в виде гарантийного письма или других документов, подтверждающих ее место нахождения. Госпошлина Необходимо обратить внимание на правильность заполнения реквизитов для уплаты государственной пошлины. На практике встречаются случаи указания в платежных документах реквизитов налоговых органов. Типичные ошибки характерные, для отдельных форм некоммерческих организаций. п/п № Положения устава некоммерческой организации (как бывает) Положения федерального законодательства (как надо) В уставе указаны не все вопросы, относящиеся к вопросам исключительной компетенции высшего органа управления. К исключительной компетенции высшего органа управления относится решение вопросов об изменении устава, определении приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества, образования исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий, и реорганизация и ликвидация некоммерческой организации (п.3 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях») В уставе не определен порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организации. В соответствии с п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» порядок принятия решений по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией (единогласно или квалифицированным большинством голосов) устанавливается учредительными документами в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме этого, необходимо определить, каким именно квалифицированным большинством голосов (2/3, 3/4 и т.п.) принимаются решения по вопросам исключительной компетенции высшего руководящего органа управления. Устав предусматривает, что компетенция и срок полномочий органов управления некоммерческой организации устанавливаются дополнительным положением или трудовым договором. В силу ст. 28 Федерального закона «О некоммерческих организациях» структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организации, порядок принятия ими решений и выступлений от имени организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. В уставе автономной некоммерческой организации не предусмотрен порядок осуществления надзора учредителей за ее деятельностью. В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О некоммерческих организациях» порядок осуществления учредителями надзора за деятельностью автономной некоммерческой организации должен предусматриваться ее учредительными документами. Положения устава фонда относят попечительский совет к высшему органу управления и определяют его компетенцию в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Попечительский совет фонда осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, а также использованием средств фонда и соблюдением фондом законодательства (ст. 123.17-123.20) Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 3 ст. 7 Федерального закона «О некоммерческих организациях») Порядок использования имущества при ликвидации некоммерческих организаций в учредительных документах не предусмотрен. Ст. 20 Федерального закона «О некоммерческих организациях» предусматривает порядок использования имущества при ликвидации для различных организационно-правовых форм. Устав благотворительных организации в части компетенции высшего органа управления благотворительной организации, не содержит полного перечня вопросов установленного федеральным законодательством. Дополнительно к компетенции высшего органа управления, установленной п. 3 ст. 29 «О некоммерческих организациях» ст. 10 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" определены вопросы, относящиеся к компетенции высшего органа управления благотворительной организацией: - утверждение благотворительных программ; - утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета; В наименовании некоммерческой организации не содержится указание на организационно-правовую форму или территориальную сферу деятельности, или содержатся сведения о двух организационно-правовых формах. Наименование некоммерческой организации должно иметь указание на характер ее деятельности, а также на организационно-правовую форму организации (п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»). Кроме того, наименование общественного объединения должно содержать указание на территориальную сферу его деятельность (ч. 1 ст. 28 Федерального закона «Об общественных объединениях») В уставах общественных объединений не указана или указана неверно территориальная сфера деятельности. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность. Уставом Фонда предусмотрено, что решение о ликвидации Фонда принимает высший орган управления. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (п. 2 ст. 118 Гражданского кодекса Российской Федерации). В наименовании некоммерческой организации и ее уставе используется олимпийская и (или) паралимпийская символика. Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в случае использования олимпийской и (или) паралимпийской символики в наименовании юридического лица, представляется соответствующий договор с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом или уполномоченными ими организациями. В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона от 01.12.2007 № 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" использование олимпийской символики и (или) паралимпийской символики с нарушением указанных требований признается незаконным. В уставе некоммерческой организации предусматривается осуществление «иных видов деятельности» Данное положение противоречит нормам статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Некоммерческие организации могут осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческих организаций, которые предусмотрены уставом. Перечень видов предпринимательской деятельности для некоммерческих организаций закреплен в пункте 2 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях», это приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации; приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Осуществление иных видов деятельности для некоммерческих организаций действующее законодательство не предусматривает. В связи с чем, устав некоммерческой организации должен содержать исчерпывающий перечень видов деятельности некоммерческой организации. Кроме того, имеют место разночтения в наименовании некоммерческой организации, а также руководящих органов, приводимые в уставе, заявлении о государственной регистрации и других документах, а также противоречия между собой пунктов учредительных документов.

21 января 2013 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).